суббота, 11 декабря 2010 г.
"Гонщику нужен тренер для того, чтобы при необходимости объяснить ему, что он – идиот. А гонщики иногда ведут себя как идиоты”, – заявил недавно в интервью "Моторспорт” опальный руководитель  инженерного департамента
"Рено” Пэт Симондз. Симондз на своём веку повидал многое: работал как с пилотами, которые на троих завоевали 12 чемпионских титулов, так и с настоящим идиотом, который по собственной инициативе врезался в отбойник.

Своим ёмким замечанием Пэт Симондз выделил главную странность современной Формулы-1: гонщики выступают на самом высоком уровне соперничества в абсолютном одиночестве. У них не существует точки опоры, некому подлить масла в огонь, когда спортивные результаты угасают, вокруг нет людей, грозным окриком уберегающих талантливых лидеров Формулы-1 от глупостей, которые они периодически совершают.

Как бы ни бравировали своей исключительностью гонщики Ф-1, иногда они оказываются в западне собственной самоуверенности. Формула-1 – весьма конкурентный вид спорта и транслируется на многомиллионную аудиторию. Гонщики находятся под постоянным прессингом: небрежная подготовка к гонке, неправильный настрой — и в воскресенье герой оказывается повержен. Поскольку пресса и многие фанаты обладают известной близорукостью, две недели – до следующего Гран-при – неудача будет обрастать разнообразными комментариями ("а что думает по этому поводу Ники Лауда/Стирлинг Мосс/Герхард Бергер?”), сплетнями ("говорят, что Роберт Кубица/Нико Хюлкенберг/Ник Хайдфельд готовы заменить совершившего ошибку пилота уже на следующей гонке”) и километровыми ветками на форумах ("и, вообще, его взяли в команду только из-за денег”). Если, не дай Бог, следующая гонка тоже завершится в слезах – пилот рискует оказаться в психологической ловушке, выбраться из которой становится непросто. За примерами далеко ходить не нужно: в этом сезоне Фелипе Масса был близок к тому, чтобы уничтожить свою карьеру, и большой вопрос, сможет ли он вернуться на уровень 2008 года.

Льюис Хэмилтон и Себастьян Феттель демонстрировали потрясающий талант
с самых первых дней своего пребывания в Формуле-1, но погрязли в огромном количестве ошибок и завоевали свои чемпионские титулы в буквальном смысле в последний момент.

Кто знает, как бы они вели себя на трассе, если бы рядом с ними был авторитетный тренер, который смог бы выбить юношескую дурь из голов талантливых пилотов? Инстинктивно даже Масса чувствует необходимость в поддержке извне – не случайно его отношения с Робом Смедли временами гораздо более близки, чем обычно бывает между пилотом и его инженером.

Вне Формулы-1 все профессионалы, которые выступают в одиночку, работают с тренером. В том числе и звезды тенниса – Рафаэль Надаль или, к примеру, Роджер Федерер. Тренеры есть и в велоспорте – даже у многократного победителя всего на свете Лэнса Армстронга.

Иногда считается, что роль тренера берёт на себя менеджер гонщика. В некоторых случаях это верно: Вилли Веббер целенаправленно ведет карьеру Нико Хюлькенберга; Даниэле Морелли работает только с Робертом Кубицей. Но чаще всего менеджер имеет дело с коммерческой стороной мероприятия – не без прибыли для себя он обеспечивает клиенту выручку, и его не очень-то волнует спортивная форма подопечного. Тем более немногие менеджеры добивались успеха в качестве гонщиков. У Себастьяна Феттеля менеджера нет вообще. После известной ссоры с отцом он фактически отсутствует и у Льюиса Хэмилтона (молодой чемпион несколько самонадеянно решил, что он уже достаточно мудр для советов извне).

Чемпионы – вообще отдельная песня. Победы раздувают эго до небес, и наступает момент, когда менеджеры превращаются едва ли не в носильщиков багажа и усовершенствованными автоответчиками для тех спонсоров, которые уже готовы заплатить чемпиону деньги. Менеджером Михаэля Шумахера является его бывшая пресс-секретарша Сабина Кем. Это безупречный профессионал, которая работала долгие годы со СМИ с величайшей эффективностью – но помогает ли она Шуми преодолеть самый большой кризис его карьеры? Как может повлиять на Фернандо Алонсо скромный Луис Гарсия Абад? Братья Робертсоны заработали для своего клиента – Кими Райкконена – кучу денег, но это не спасло финского чемпиона от фактического краха карьеры. Райкконен умудряется переворачивать машины ещё до официального старта раллийного этапа, а пройдёт ещё пара сезонов, и Кими возьмут разве что в "Форс Индию”. И это в лучшем случае.

Кто может быть тренером для гонщика? Очевидный вариант – экс-пилот Формулы-1. Такой тренер необязательно должен быть чемпионом. Герхард Бергер стал неофициальным ментором Себастьяна Феттеля – и было заметно, как растёт мастерство временами неконтролируемого Себа под чутким руководством австрийца. Правда, Бергер являлся совладельцем команды, в которой выступал Феттель. Сегодня австриец никак не связан с Себом. Виталий Петров, даже если не добьется больших успехов в Формуле-1, может оказаться бесценным тренером для нового поколения молодых российских гонщиков, мечтающих о Ф-1.

Как и в теннисе, велогонках или других индивидуальных видах спорта, имя
тренера широкой публике знать вовсе необязательно. Слава Лэнса Армстронга или Роджера Федерера не померкла из-за того, что их кто-то тренирует. Тренерам автогонщиков не нужно появляться на кромке пит-лейн, нервно курящими сигаретку. Поэтому, тренеры вовсе не должны беспокоиться, что им придётся сражаться с общественным мнением.

Тренер – далеко не первый специалист, который внезапно появится около гонщика. В конце семидесятых—начале восьмидесятых пилоты совершенно не соблюдали так называемый "спортивный режим”. Джеймс Хант после победы мог схватить сигарету, банку пива и ближайшую блондинку. С приходом Айртона Сенны всё изменилось: у каждого пилота появился физиотерапевт-диетолог, который неотступно следует за своим подопечным. Именно бразилец создал моду на физически крепких пилотов – конкуренция превратила гонщиков в сверхлюдей: сегодня обыкновенный человек почти не в состоянии проехать на болиде Формулы-1 – его шея взмолится о пощаде всего после нескольких поворотов. Пилоты литрами теряют влагу в экваториальных условиях Гран-при Малайзии, но на подиуме выглядят относительно свежо. В состоянии покоя пульс пилота так же редок, как и дождь в Абу-Даби.

Когда тренер гонщика появится в Формуле-1? И появится ли вообще? В следующих сезонах в пелотоне будут выступать как минимум пять чемпионов мира. Если Райкконен одумается и прекратит крушить раллийные машины – может, даже и шесть. Если Уэббер тоже завоюет титул – семь. Конкуренция будет невероятной. Когда один из пилотов начнет работать с тренером и окажется, что это действительно помогает – скорее всего, через пару сезонов гонщики будут удивляться: как они вообще могли выступать без такого ценного специалиста?

источник: championat.ru

0 коммент.:

Отправить комментарий

F1ONLINE.SU News

Blog Archive

Технологии Blogger.

Личный зачёт

1. Ф.Алонсо Ferrari 246
2. М.Уэббер Red Bull 238
3. С.Феттель Red Bull 231
4. Л.Хэмилтон McLaren 222
5. Д.Баттон McLaren 199
6. Ф.Масса Ferrari 143
7. Н.Росберг Mercedes 130
8. Р.Кубица Renault 126
9. М.Шумахер Mercedes 72
10. Р.Баррикелло Williams 47
11. А.Сутил Force India 47
12. К.Кобаяши Sauber 32
13. Н.Хюлкенберг Williams 22
14. В.Лиуцци Force India 21
15. В.Петров Renault 19
16. С.Буэми Toro Rosso 8
17. П. де ла Роса Sauber 6
18. Н.Хайдфельд Sauber 6
19. Х.Альгерсуари Toro Roso3
20. Х.Ковалайнен Lotus 0
21. Я.Трулли Lotus 0
22. Чандхок HRT 0
23. Б.Сенна HRT 0
24. Л. ди Грасси Virgin F1 0
25. Т.Глок Virgin F1 0
26. Ямамото HRT 0
27. К.Клин HRT 0

Постоянные читатели

Счётчики